Воздушная перевозка кардиологических больных - 3
Использование кардиологического оборудования во время воздушных транспортировок
Техническое оснащение медицинских самолетов за последние 15 лет значительно улучшилось благодаря развитию компьютерных технологий. В настоящее время реанимационное оборудование стало настолько компактным, что может быть размещено в небольшом частном самолете. Надо отметить, что не все компании, занимающиеся авиаперевозками, больных имеют возможность использовать медицинское оборудование одинаково высокого класса.
Многим больным с инфарктом миокарда требуется установка временного водителя ритма. Исследование Вукова и Джонсона (транспортировки на вертолетах) описывает использование наружных и внутривенных водителей ритма во время первых часов после возникновения инфаркта. В 19% случаев отмечалась симптоматическая брадикардия во время воздушной перевозки из сельской местности в специализированный центр. Из этих случаев в 16% лечения не потребовалось, в 43% был эффект от атропина. Половине больных, не ответивших на атропин успешно ввели внутривенный ритмоводитель, у остальных успешно использовали наружный водитель ритма.
Вживляемые автоматические дефибрилляторы появились сравнительно недавно, поэтому об их функционировании во время перелета известно мало. Фактов нарушений работы дефибриллятора или необоснованных разрядов во время воздушной медицинской транспортировки не было до настоящего времени, хотя известен один случай, при котором во время вертолетной транспортировки частота разрядов пейсмейкера увеличилась, по-видимому, из-за вибрации вертолета, которая симулировала увеличение физической активности пациента. Вибрация от двигателей воздушного судна или от турбулентности может служить причиной нарушения работы мониторов или другого медицинского оборудования.
Внутриаортальные баллоны используют для временного лечения больных в кардиогенном шоке. Безопасность использования этого вида оборудования во время воздушной перевозки испытана в основном при транспортировке больных из сельских больниц в кардиологические центры. Самой частой причиной нарушения работы аортальных помп, по имеющимся данным, были отсоединения трубок и электродов или проблемы с баллонами с углекислым газом. К счастью, серьезных клинических осложнений не возникло. Медицинская бригада, перевозящая пациента с аортальной помпой, должна хорошо знать эту технологию и уметь справляться с техническими проблемами. Нужно обязательно учитывать эффект расширения газов на высоте и его влияние на работу раздутого баллона. Лабораторные исследования показали, что объем баллона может увеличиваться – в зависимости от модели на 25-62.5% при подъеме с 0 до 3 км. Авторы исследования рекомендуют выравнивать давление в баллоне на каждые 300 м высоты, чтобы поддерживать его постоянный объем.
Самые сложные - в технологическом плане – сердечно-сосудистые процедуры проводят военные медики, использующие аппараты искусственного кровообращения во время воздушной транспортировки. С января 1989 г по 1994 они перевезли 5 пациентов на АИКе в специализированный центр по множественной травме. Среди пациентов была одна женщина и четверо мужчин. Использовался бедренно-бедренный шунт, перевозка осуществлялась на самолетах, вертолетах и наземной скорой помощью, расстояние – около 250 км. Только двое пациентом, в конечном итоге, были выписаны из больницы, но во время транспортировки осложнений не было ни в одном случае.
Случай международной транспортировки больного с экстракорпоральным оборудованием для поддержки функции левого желудочка впервые опубликован в 1992 г. Тогда 18-летний юноша с идиопатической дилатационной кардиомиопатией был перевезен из Японии в Техас. Полет занял 17 часов и проходил на высоте 3300 м. Осложнений не было. После транспортировки была проведена трансплантация сердца]. Недавно была опубликовано сообщение об успешных перевозках по Европе (вертолеты и самолеты) 37 больных на системе поддержки левого желудочка (Novacor Left Ventricular Assist System (World Health Corporation; Ottawa, ON, Canada)).
Инструкции по воздушной медицинской транспортировке
В настоящее время инструкции по дальним медицинским перевозкам кардиологических больных имеются только для перевозок пассажирскими самолета ми. Согласно рекомендациям Американского Кардиологического Колледжа и Американской Кардиологической Ассоциации (АКК и АКА), после неосложненного инфаркта миокарда больные в стабильном состоянии (и без страха перед воздушным перелетом) могут быть транспортированы по воздуху спустя 2 недели после инфаркта, если их кто-нибудь сопровождает, есть с собой нитроглицерин, и перелет заранее спланирован и организован, чтобы не было спешки. Нестабильные больные, или те, у кого есть симптомы, или перенесшие осложненный инфаркт (в анамнезе – реанимационные мероприятия, гипотензия, серьезные аритмии, блокада высокой степени, застойная сердечная недостаточность) не должны лететь обычными пассажирскими рейсами, по крайней мере, в течение 2 недель после стабилизации. По рекомендациям Аэрокосмической Медицинской Ассоциации (АэМА) больные без сопровождения после неосложненного инфаркта могут лететь обычными рейсами через 3 недели, после осложненного инфаркта – через 6 недель, после АКШ – через 2 недели, после нарушения мозгового кровообращения – через 2 недели. Другие сердечно-сосудистые нарушения, являющиеся противопоказаниями к транспортировке пассажирскими самолетами следующие: нестабильная стенокардия, тяжелая застойная сердечная недостаточность, неконтролируемая гипертония, неконтролируемая желудочковая или наджелудочковая тахикардия, синдром Эйзенменгера, тяжелая клапанная патология сердца. По рекомендациям Американской Медицинской Ассоциации (АМА), воздушная перевозка пассажирскими самолетами разрешена через 4 недели после инфаркта миокарда, через 2 недели после ОНМК, и запрещена при тяжелой гипертонии или любом декомпенсированном сердечно-сосудистом заболевании. В табл.3 приведены все рекомендации.
Таблица 3.E 3 Рекомендации по воздушной медицинской транспортировке кардиологических больных |
|||
Патология |
АКК и АКА |
АэМА |
АМА |
Неосложненный ИМ |
2 недели |
3 недели |
4 недели |
Осложненный ИМ |
2 недели после стабилизации |
6 недель |
4 недели |
После АКШ |
- |
2 недели |
- |
Другие противопоказания |
- |
Нестабильная стенокардия, тяжелая застойная сердечная недостаточность, неконтролируемая гипертензия, неконтролируемая аритмия, синдром Эйзенменгера |
Тяжелая гипертония, декомпенсированное сердечено-сосудистое заболевание
|
С появлением медицинских самолетов с реанимационным оборудованием кардиологических больных перевозят раньше вышеуказанных сроков, которые предназначены перевозок больных без сопровождения пассажирскими самолетами. Несмотря на кажущуюся логичность вывода о возможности более ранних перевозок, в настоящее время четких рекомендаций по перевозке кардиологических больных специализированными медицинскими самолетами не имеется.
Заключение
По медицинским, экономическим и социальным причинам, элективные дальние перевозки кардиологических больных выполняются в настоящее время все чаще. Несмотря на полезность раннего возвращения больного на родину следует учитывать потенциальные риски, при перевозке кардиологических больных, возникающие от воздействия гипоксии, расширения газов на высоте, волнения от перелета и от осложнений при перекладывании больных.
Получены данные в поддержку ранних ближних вертолетных перевозок кардиологических больных для осуществления чрезкожных коронарных вмешательств или выполнения АКШ. При подготовке несрочной дальней медицинской транспортировки по социальным и экономическим причинам необходимо взвешивать опасность и выгоду перелета. В нескольких работах было показано, что несрочная дальняя воздушная транспортировка стабильных кардиологических больных пассажирскими самолетами безопасна через 2-3 недели после инфаркта, особенно в сопровождении медиков. Было также показано, что при отсутствии боли в груди в течение 48-72 часов после инфаркта больных можно безопасно перевозить воздушной скорой помощью на дальние расстояния.
Современные медицинские самолеты имеют полный комплект реанимационного оборудования и могут перевозить больных на искусственной вентиляции, получающих инотропную поддержку, и пациентов с аортальными баллонами. Во время полета возможно проводить анализ кислотно-щелочного равновесия и уровня электролитов, вводить любые внутивенные препараты. Доказана безопасность и эффективность тромболизиса, ритмоводителей и дефибрилляции в воздухе – все эти методы при необходимости могут быть использованы во время транспортировки. Пик современного технологического развития – применение АИК при воздушной транспортировке – этим методом могут пользоваться только специально подготовленные медицинские бригады. В будущем более широкое распространение современных технологий потребует углубленного обучения докторов и другого персонала.
Современные рекомендации АКК/АКА, АэМА и АМА касаются только перевозок без сопровождения обычными самолетами. Несмотря на кажущуюся логичность вывода о возможности более ранних перевозок, в настоящее время четких рекомендаций по перевозке кардиологических больных специализированными медицинскими самолетами не имеется.
Будущее элективных медицинских транспортировок зависит от безопасности самого процесса транспортировки. Требуются дальнейшие исследования в этой области для более четкого определения факторов риска дальних медицинских репатриаций (возвращение на родину), выработки критериев по отбору кардиологических больных и оптимальному времени их транспортировки.
Транспортная медицина
- Транспортная медицина
- Cотрудничество и вакансии
- История санитарной авиации в России
- Транспортное медицинское оборудование
Скорая помощь
Первая помощь
Военная медицина
- Медицинская служба
- Санитарные потери
- Медицинская эвакуация и перевозка больного
- Организация медицинской службы
- Мед помощь
- Военная токсикология
- Ядерное и радиологическое оружие
Неотложная медицинская помощь
- Неотложные состояния
- Внезапная смерть
- Острый живот
- Кома
- Анафилактический шок
- Электротравма
- Утопление
- Тепловой удар
- Ожоги
- Отморожение
- Синдром длительного сдавления